Иногда термин истерия неверно употребляют с целью характеристики потерявшего над собой контроль человека, то разражающегося безудержными рыданиями, то хохочущего, с расстройствами в сфере поведения и в образе действий. В просторечии такой тип поведения именуется истерическим. Естественно, это неправильно.
Заметим, что на самом деле при истерии можно фиксировать индифферентное отношение пациентов к своему симптому. Это объясняется тем, что причина истерического диссоциативного состояния заключена в том, что на уровне бессознательного индивиду предоставляется шанс сбежать от провоцирующей тревогу, фрустрирующей ситуации.
Истерические симптомы зачастую затрагивают моторные функции – в таком случае возникает состояние паралича рук, или сенсорную функцию, например, потеря чувствительности к боли в конечности либо потеря слуха или зрения. Болезнь может отразиться на памяти с развитием истервческой амнезии, когда пациент полностью теряет способность вспоминать информацию о самом себе, хотя у него никогда не было черепно-мозговой травмы. Могут быть случаи состояний фуги, когда пациент живет двойной жизнью с одновременным принятием альтернативной личности. В своей экстремальной форме это состояние известно как состояние типа Джекила и Хайда, когда в одном человеке в разные моменты времени функционируют две разных полноценных личности. Некоторые трансвеститы могут диссоциировать до такой степени, что, переодевшись соответственным образом, начинают ощущать себя личностью противоположного пола.
Фактически на почве истерии может развиться любой симптом. Истерические припадки могут быть похожими на эпилепсию или иметь вид расстроенной походки, тремора, как при болезни Паркинсона, и так далее.
Ключом к диагностированию таких симптомов, позволяющим отличать их от заболеваний, имеющих органические причины, является то, что здесь эти физические причины невозможно обнаружить, нет никакой патологии в затронутой заболеванием части организма. Например, пациент, жалующийся на то, что у него не действует рука, нет силы в мышцах и нет чувствительности к боли или к прикосновению к коже, будет ощущать эти симптомы только в той области, которая подходит для этого симптома. Так, бывают случаи анестезии типа перчаток – или – носков, которая никак не связана с настоящим нервным расстройством, возникающим при повреждении нерва или при нарушении кровоснабжения. Обычно не обнаруживается никакого повреждения мышцы или изменения температуры конечности. Иными словами, складывается впечатление, что симптомы появились давно, но при этом не удается обнаружить никакой истории заболевания или повреждения данного органа. В то же время, довольно часто при развитии симптома обнаруживается какая-то встроенная эмоциональная проблема. Этому может предшествовать состояние достаточно выраженной тревожности.
На основе такой истерической диссоциации у пациента может появиться определенная вторичная выгода. Например, если сими- том истерии проявляется так, что это не позволяет пациенту выполнять отвратительную для него задачу или принимать неприятное решение, то это приведет к закреплению симптома. Истерические симптомы такого типа очень трудно устранить, если развилось ощущение определенной пользы от них, поскольку отсутствует побудительный мотив для его устранения.

Share this: