Как известно, до конца психологи не пришли к единому мнению относительно того, когда, как и почему каждый конкретный индивид становится в состоянии ответить на вопрос «кто я?», почему человек ощущает себя представителем того или иного пола. Здесь мы имеем в виду не констатацию факта с анатомической позиции, а психологическую идентификацию субъекта. Теорий есть много, но ни одной удовлетворительной, то есть всеобъемлющей, универсальной. Традиционные психоаналитические концепции истолковывают социализацию как воздействие родительских образов или других симпатичных и авторитетных для ребенка взрослых: так, принимая эти образы в качестве некого базиса, ребенок может абсорбировать нормативно одобренные и ожидаемые формы поведения, или, иными словами, маленький человечек «учится» играть свою роль. Согласно теории «социального научения» и «познавательного развития», информация о половом поведении впитывается ребенком постепенно, по мере освоения им окружающего мира, при этом родители и вообще взрослые своим одобрительным или, наоборот, неодобрительным отношением к поведению детей закрепляют освоение ими половых ролей. «Лингвистическая теория порождающих грамматик» Н. Хомского говорит о восприятия ребенком модели поведения своего пола посредством освоения обращенной к нему информации: сигнализируя о половой принадлежности, она влияет на выбор модели для идентификации. Это происходит на ранних этапах развития, когда доминирует правое полушарие мозга, обеспечивающее неосознаваемое и целостное восприятие информации. |
Психология