Известно, что внушение, гипнотерапия и самовнушение, которые удачно используются при лечении алкоголизма, могут дополнять друг друга. Это не случайно, ведь у них много общего. Мы знаем, что великий ученый, психоневролог и психотерапевт В. М. Бехтерев в свое время внес предложение сочетать их. Данное сочетание известно под названием «триада В. М. Бехтерева».
Сначала больных (как правило, группу в несколько десятков человек) убеждают в пагубности употребления алкоголя и необходимости полностью отказаться от него, затем проводят гипнотическое внушение, закрепляющее эти убеждения, а после того обучают самовнушению. Таким образом, идея трезвости принимается больными осознанно, а не «вкладывается» в них, минуя сознание.
Больные алкоголизмом, у которых сохранилось чувство ответственности перед собой и другими, приготовившиеся отказаться от алкоголя, получают максимальную пользу от применения «триады» или отдельных ее компонентов. В других случаях этого оказывается недостаточно. Для формирования трезвеннических убеждений требуются более сильные методы воздействия, основанные на принципиально ином подходе.
Суть этого подхода еще в 1904 г. хорошо выразил русский врач А. М. Коровин, много лет жизни посвятивший лечению алкоголизма: «Алкоголик должен сделаться и оставаться трезвенником не в силу внешнего давления, а по непосредственному убеждению… трезвенность должна стать одним из звеньев, логически входящих в миросозерцание больного».
Как же сформировать трезвенническое мировоззрение? Ведь известно, что убеждения и мировоззрения привить трудно, особенно взрослым людям, да еще и не стремящимся принимать их. Фактически речь идет о воспитании и — что еще сложнее — о перевоспитании. Вспомним, как тяжек труд педагогов, какими титаническими усилиями дались немногим из них, выдающимся, продвижения вперед в науке воспитания — А. С. Макаренко, Я. Корчаку и др. Сколько труда нужно вложить в каждого воспитанника, каким терпением обладать, а главное — окружить вниманием, теплотой.

Share this: